kajhe (kajhe) wrote,
kajhe
kajhe

Category:

Ответ на 3-й вопрос

Третий вопрос звучал так: "Насколько я знаю, в соответствии с китайскими принципами развития ученика (а может быть не только китайскими) считается, что он достиг знания только, если он достиг его сам, а не получил напрямую от учителя".
Интересная тема возникла, которую я обсуждаю в том числе и со студентами. Фишка здесь не в "китайстве", а том, что знания понимаются (извините) вульгарно. Т.е. вопрос стоит так: могут ли вообще знания передаваться человеку, и чем отличается знание от информации. Когда мои студенты на первых занятиях говорят, что знание - это информация, я их в ответ спрашиваю, а зачем вы тогда пришли учиться, информацию можно получить в книгах, интернете и т.п. Зачем платить деньги (в том числе)?
Итак, знание - это то, что "получается" с человеком в результате синтеза (активного) принимаемой информации, ее переработки на основе уже имеющихся установок, навыков, умений, мировоозрения и т.п., а также уже имеющегося у человека знания. Т.е. такой итерационный процесс, где в начале (в детстве) простейшие знания: не суй руку в огонь - будет больно, мама - это тепло и хорошо и т.п. И постепенно происходит надстройка знаниевой "конструкции" на основе взаимодействия человека и мира (включая социум). 
Итак, не только в тайцзицюань учитель помогает ученику "конструировать" собственное знание, и чем лучше учитель, тем быстрее (эффективнее). Кстати, когда говорят о невербальной (прямой) передаче в боевом искусстве от учителя к ученику чего-то такого, то я бы тоже не называл это знеанием. Это, скорее, настройка на паттерны, которые еще надо превратить в навыки-знания.
И еще, информация забывается, а знание это то твое, что остается навсегда. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment